AKPP19.ru

Автоматические коробки передач

Консультации связанные с ремонтом и обслуживанием АКПП.

Связаться с нами можно по

т. 8 983 370 73 51

или кнопка на

сайте "Задать вопрос".

Самодиагностика японских автомобилей.

Самодиагностика японских автомобилей.

Любой современный японский автомобиль, имеющий электронный блок управления какой-либо системой (двигателем, автоматической коробкой передач, противобуксовочной системой и т. д.), имеет систему самодиагностики. Она представляет собой следующее. При отклонении показаний любого датчика от параметров, заложенных в компьютер, этот датчик отключается, и в блоке управления двигателем (если из строя вышел какой-нибудь датчик двигателя, например) включается обходная программа. Когда датчик снова станет исправным, например, после его замены, обходная программа снимется, и двигатель, если датчик относился к нему, заработает штатно. Пока будет включена обходная программа, на табло будет гореть аварийная или мигать штатная рабочая лампочка. После устранения неисправности или после замены дефектного датчика, если причина была в нем, аварийная лампочка (красного цвета) погаснет, а штатная рабочая лампочка (любого цвета) перестанет мигать и будет гореть непрерывно, как и положено при включении. Но информация о том, что была неисправность, заносится в память компьютера, и, если питание компьютера не отключалось (например, при снятии аккумуляторной батареи постоянное питание компьютера исчезает), эту информацию можно прочесть на панели приборов ("Toyota") или на самом компьютере ("Nissan"). Эту информацию на некоторых машинах ("Mitsubishi") можно снять с помощью обычного вольтметра, подсоединив его должным образом, или с помощью специального диагностического оборудования.

 Есть неисправности, при которых двигатель (если говорить о нем) глохнет, а есть такие, при которых все в работе двигателя на первый взгляд нормально, но, например, повышен расход топлива, или появился какой-то провал при увеличении оборотов и т.д. В любом случае на щитке приборов загорится аварийная лампочка и неисправность, вернее, ее код, будет занесена в память компьютера. Эта система очень удобна для диагностики случайных сбоев в работе двигателя. Например, на ходу этот двигатель заглох, но, пока вы вспоминали маму своей машины, что-то случилось на небесах и двигатель снова запускается и работает. Проверяй, не проверяй - все в нем исправно. Но что-то ведь было. И вот это "что-то", если оно было связано с электроникой, однозначно определено и занесено в память. Правда некоторые современные блоки управления системами автомобиля различают "тяжелые" и "легкие" неисправности. При возникновении "легкой" неисправности, ее код, после устранения, не заносится в память, конечно если эта неисправность исчезла. Например вы на машине проехались по жидкой грязи и датчики (хотя бы один) начали выдавать на электронный блок управления "ABS" плохие сигналы. Компьютер тут же отключит систему "ABS" и зажжет на панели приборов соответствующую сигнальную лампочку. Но когда грязь с датчиков оборотов колес будет смыта, сигнал с них на компьютер "ABS" пойдет нормальный, лампочка "ABS" на панели приборов погаснет и в памяти этого компьютера об этом ничего не будет записано. Также система самодиагностики очень удобна при ремонте автомобиля. Например его двигатель не заводится. В первую очередь надо включить ему режим самодиагностики и, если причина неполадки связана с неисправностью какого-нибудь датчика, лампочка "CHECK" покажет это, и весь ремонт сведется к замене дефектного датчика или ремонту его цепей.

 Рассмотрим систему диагностики, применяемую в автомобилях фирмы "Toyota".

 В этих автомобилях есть диагностические разъемы, которые называются "DLC 1" и "DLC 2" (Data Link Connector). Первый из них представляет собой пластмассовую прямоугольную коробочку, расположенную обычно слева по ходу автомобиля, на ней написано "DIAGNOSTIC". Самодиагностика двигателя выводится через лампочку "CHECK" на щитке приборов. Но на некоторых машинах вместо лампочки "CHECK" есть лампочка с изображением двигателя, это в общем, одно и то же. Так же имейте в виду, что в некоторых моделях дизельных машин для самодиагностики используется лампочка контроля накала свечей с изображением спирали. Неисправности автоматической трансмиссии в режиме самодиагностики обычно выводятся через лампочку "O\D" ( но это может быть и лампочка "POWER" или "A\T CHECK") а неисправности систем "ABS", "TRC", "SRS" через соответствующие контрольные лампочки. Второй диагностический разъем "DLC 2" находится под нижней частью панели с водительской стороны. Он имеет другую конфигурацию, поскольку предназначен в основном для подключения специального диагностического оборудования, но имеет те же выводы что и "DLC 1". Этот разъем, хотя и расположенный неудобно, позволяет диагностировать машину на ходу. На старых (по году разработки) моделях для диагностики имеется несколько круглых разъемов желтого цвета в моторном отсеке ближе к аккумуляторной батарее, которые идентичны разъему "DLC 1" (с надписью "DIAGNOSTIC" ). Разъема "DLC 1" в этом случае нет. Для самодиагностики своих автомобилей фирма "Toyota" использует два типа кодов. Первый - тип 09. Это двухзначный код со следующими параметрами. Ширина импульса - 0,5 секунд. Пауза между импульсами - 0,5 секунд. Пауза между десятками и единицами - 1,5 секунды. Пауза между кодами - 2,5 секунды. Пауза между сериями кодов - 4,5 секунды. Второй тип кода используемый фирмой "Toyota" - тип 10. Это однозначный код, где количество импульсов равно коду неисправности. Его параметры следующие. Ширина импульса - 0,5 секунд. Пауза между импульсами - 0,5 секунд. Пауза между кодами - 2,5 секунды. Пауза между сериями кодов - 4,5 секунды.

 Для того чтобы отдиагностировать двигатель или автоматическую коробку передач, надо сделать следующее. Откройте капот автомобиля, и, найдя пластиковую коробочку с надписью "DIAGNOSTIC", откройте ее крышечку. С обратной стороны этой крышечки вы увидите маркировку выводов. Далее надо взять любой кусок провода и воткнуть его в разъемы так, чтобы замкнуть выводы "ТЕ1" и "Е1".После этого садитесь за руль и, включив зажигание и, выключив кондиционер и печку, следите за лампочками на щитке приборов. После включения зажигания лампочки "CHECK" и "O\D" начнут моргать. Если лампочки непрерывно и часто моргают ( вспышка - 0,5 сек., пауза - 0,5 сек.) более 11 раз, то это означает, что в вашей машине используется двухзначный код тип 09 и в памяти компьютера никаких неисправностей не зафиксировано и, следовательно, вы можете вынимать перемычку, запускать двигатель и ехать по делам. Если лампочка "CHECK" моргает непрерывно с интервалом 4,5 секунды, значит в автомобиле используется код тип 10 и также никаких неисправностей в памяти компьютера не зафиксировано. Если лампочка моргает так: вспышка- пауза- вспышка - длинная пауза- вспышка - это значит, у вас в памяти код 21 (двухзначный); если так: вспышка- длинная пауза - вспышка -пауза вспышка - то код 12 и так далее.

 Если вы не уверены что правильно определили контакты, которые следует перемкнуть, то можно посоветовать следующее. Вывод на фишке диагностики "Е1" - это корпус. Если взять "контрольку" с маломощной лампочкой, один провод подсоединить к корпусу автомобиля, а щупом касаться всех выводов подряд в разъеме диагностики, то, когда вы попадете на "ТЕ1", при включенном зажигании, лампочка "CHECK" начнет моргать. Таким образом можно найти диагностический вывод любого автомобиля, имеющего на панели лампочку "CHECK", не рискуя при этом что-нибудь сжечь, т. к. используется "контролька", а для срабатывания системы самодиагностики, даже маломощной лампочки, например от подсветки панели приборов, достаточно.

 Таблица двухзначных кодов двигателей и автоматических коробок передач автомобилей фирмы "Toyota" (тип 09)

 Код     Неисправность

 11        нет питания на блок EFI

 12        нет сигнала от датчика оборотов двигателя

 13        нет сигнала от датчика оборотов двигателя при оборотах более 1000 об/мин

 14        нет сигнала от "минуса" катушки зажигания или от "минуса" катушки номер один (если их две)

 15        нет сигнала от "минуса" катушки зажигания номер два

 16        нет связи блока управления коробки-автомата с блоком управления двигателем

 17        Неправильный сигнал от датчика положения распредвала номер 1

 18        Неправильный сигнал от датчика положения распредвала номер 2

 21        неправильный сигнал от датчика кислорода, если двигатель V-образный, то неисправен нагреватель левого главного датчика кислорода

 22        неправильный сигнал от датчика температуры двигателя (THW)

 23        неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (THA)

 24        неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (THA)

 25        слишком бедная смесь

 26        слишком богатая смесь

 27        неправильный сигнал от дополнительного датчика кислорода (левого у V-образных двигателей)

 28        неправильный сигнал от датчика кислорода (у V-образных двигателей нагреватель правого главного датчика кислорода)

 29        неисправен дополнительный датчик кислорода (правый у V-образных двигателей)

 31        неправильный сигнал отдатчика расхода воздуха или, если его нет, от датчика давления во впускном коллекторе (вакуум-сенсор)

 32        неправильный сигнал от датчика расхода воздуха.

 34        неисправен наддув

 35        неправильный сигнал датчика атмосферного давления во впускном коллекторе (вакуум-сенсор)

 38        датчик температуры рабочей жидкости автоматической коробки передач.

 41        неправильный сигнал от датчика положения дроссельной заслонки (TPS)

 42        неправильный сигнал от датчика скорости автомобиля (спидометра)

 43        нет стартерного сигнала (STA) на блок управления двигателем

 46        неисправен соленоидный клапан номер 4 или его цепи

 47        неисправен дополнительный датчик положения дроссельной заслонки (TPS) или его цени

 48        неисправна система управления подачей дополнительного воздуха

 51        нет сигнала холостого хода от TPS

 52        неправильный сигнал от датчика детонации (если их два, то от левого или от переднего)

 53        проблемы в цепях управления датчиками детонации (опережение зажигания)

 55        неправильный сигнал от датчика детонации (если их два, то от правого или от заднего)

 61        неисправен главный датчик скорости или его цепи

 62        неисправен соленоидный клапан номер 1 или его цепи

 63        неисправен соленоидный клапан номер 2 или его цепи

 64        неисправен соленоидный клапан номер 3 или его цепи

 65        неисправен соленоидный клапан номер 4 или его цепи

 67        неисправен датчик включения O/D или его цепи

 71        неисправна система управления EGR

 72        соленоид отсечки топлива

 77        неисправен соленоид управления давлением или его цепи (в автомате)

 78        нет сигнала на топливный насос или неисправны его цепи

 81        неисправна цепь между ТСМ и ЕСТ1

 82        неисправна цепь между ТСМ и ЕSA1

 84        неисправна цепь между ТСМ и ЕSA2

 85        неисправна цепь между ТСМ и ЕSA3

 86        неисправен датчик оборотов двигателя

 88        неисправна цепь от блока управления двигателем к блоку управления автоматической коробкой передач

 89        нарушена связь между блоком управления двигателем и блоком управления системой TRC

 99        кодов неисправностей нет

 Таблица однозначных кодов бензиновых двигателей автомобилей фирмы "Toyota" (тип 10)

 Код     Неисправность

 1          Норма

 2          Неправильный сигнал датчика расхода воздуха воздуха

 3          Неправильный сигнал от коммутатора

 4          Неправильный сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости

 5          Неправильный сигнал датчика кислорода

 6          Неправильный сигнал датчика числа оборотов двигателя

 7          Неправильный сигнал датчика положения дроссельной заслонки

 8          Неправильный сигнал датчика температуры всасываемого воздуха

 9          Неправильный сигнал датчика скорости автомобиля

 10        Нет сигнала включения стартера

 11        Неисправности кондиционера или переключателя нейтрального положения в автомате

 Для того, чтобы стереть память компьютера, по инструкции к некоторым автомобилям необходимо вынуть предохранитель "HAZ-HORN", по другим -STOP" (через первый предохранитель питается "аварийка" и звуковой сигнал, а через второй сигналы "стоп"), по третьим - "EFI". Но можно на 30 секунд снять минусовую клемму аккумулятора, и тогда точно все сотрется. К сожалению, при этом сотрется и память в приемнике, в часах, в климатической установке. Кроме того, если у вас автомобиль 1998 года или еще "моложе", отсоединение минусовой клеммы с аккумулятора может на несколько дней вызвать проблемы в работе его систем. Это случается с очень "умными" автомобилями, способными самоподстраиваться под определенную манеру вождения.

В большинстве автомобилях фирмы "Nissan" для того, чтобы опросить память блока EFI, его надо сначала найти. Он будет находиться с левой стороны, под сиденьем пассажира, или в левой передней стойке. В металлическом корпусе самого блока есть отверстие, через которое видны два светодиода: красный и зеленый которые и служат для вывода кодов неисправностей. Красный светодиод выводит десятки, а зеленый единицы числа представленного кода ( код типа 07а ). Там же на корпусе блока есть переключатель или ручка (под отвертку), которой выбирают режим проверки.

 Перед началом диагностики надо убедиться, что ручка выбора режима повернута до упора против часовой стрелки.

 Фирма "Nissan" для проверки своих двигателей использует две схемы самодиагностики. На ранних моделях для самодиагностики обычно используется двухрежимная схема. Для ее реализации необходимо сделать следующее. Включите зажигание. Убедитесь, что оба диода светятся, если нет, значит, где-то обрыв питания. С помощью плоской отвертки поверните ручку выбора режима по часовой стрелке до упора или передвиньте переключатель. По очереди должны высветиться коды 23, 24, 31. Если появятся еще какие-нибудь коды, запишите их. Красный светодиод, как уже говорилось, обозначает десятки, зеленый - единицы. Код 23, например, выглядит так: два раза моргнул красный светодиод, потом три раза - зеленый. Потом пауза, и выводится код 24, снова пауза - и код 31. Затем, если в машине все исправно, следует длинная пауза и снова те же коды 23, 24, 31 и так далее до бесконечности. Нажмите и отпустите педаль газа. Должны остаться коды 24 и 31. Если появится еще какой-нибудь код, запишите его. Запустите двигатель. Должны также оставаться коды 24 и 31, но не обязательно, может остаться только код 31. Если появится еще какой-нибудь код, запишите его. Включите-выключите кондиционер. Должны появиться коды 44 и 24, или только код 44. Другие коды запишите. Выключите двигатель. Стирание памяти производится при включенном зажигании и при повороте ручки от упора до упора, с выдержкой в крайних положениях не менее 2-х секунд. Снятие аккумулятора может очистить память далеко не сразу. Блок EFI у "Nissan" около суток все "помнит" и без аккумулятора.

Вторая схема самодиагностики является пятирежимной и применяется на более новых (по году разработки) автомобилях. Там те же два светодиода и та же ручка, но действовать надо немного по-другому.

  Порядок диагностики.

1. Убедитесь, что селектор выбора режима повернут против часовой стрелки до упора.

2. Включите зажигание. 

3. Поверните селектор выбора режима по часовой стрелке до упора.

После этого должны вспыхнуть один раз одновременно оба светодиода, затем - длинная пауза. Если вы за это время повернете селектор выбора режима обратно против часовой стрелки, установится режим 1, если этого не сделать, через несколько секунд светодиоды вспыхнут два раза подряд, и опять будет пауза, в течение которой вы можете установить, повернув селектор, режим 2. После паузы следуют три вспышки подряд, снова пауза и четыре вспышки, потом пауза и пять вспышек, и все повторится сначала: одна вспышка - пауза - две вспышки - пауза - три вспышки и т.д. Во время паузы вы можете поворотом селектора оставить тот или иной режим, и компьютер будет непрерывно выдавать по очереди все коды, которые в этом режиме у него есть. Если вы не выведете его из этого режима, когда они закончатся, он начнет, после длинной паузы, выдавать их снова с низшего номера кода до высшего и т.д.

Режим 1 - проверка датчиков выхлопных газов.

Режим 2 - проверка состава топливной смеси.

Режим 3 - самодиагностика (вызов памяти).

Режим 4 - проверка различных включателей (холостого хода, стартера и т.д.).

Режим 5 - диагностика в настоящий момент (режим реального времени).

Предлагаемые ниже коды применяются только в режимах 3 и 5. Если во время любого режима выключить зажигание, а потом снова его включить, установится режим 1. Если вы войдете в режим 3, прочтете коды, а затем перейдете из него в режим 4, память сотрется. Она, как указывалось выше, сотрется и при снятии аккумуляторной батареи более чем на 24 часа.

 Если двигатель не запускается, то, прежде чем смотреть коды, покрутите его стартером не менее 2-х секунд. И если причиной неисправности является электроника, то система самодиагностики определит неисправность.

 Также на некоторых моделях "Nissan" на щитке приборов может быть лампочка с изображением двигателя или с надписью "CHECK" (как у "Toyota") и тогда она может служить для индикации кодов (код тип 07b), но немного не так, как у "Toyota", где все вспышки имеют одинаковую длительность. У "Nissan" код 12, например, выдается так: длинная вспышка (0,6 сек) - пауза (0,9 сек) - две короткие вспышки (по 0,3 сек с паузой 0,3 сек); код 23 так: две длинные вспышки (по 0,6 сек с паузой 0,6 сек) - пауза (0,9 сек) - три короткие вспышки (0,3 сек с паузой 0,3 сек). Пауза между кодами составляет 2,1 сек.

 Коды неисправностей двигателей фирмы "Nissan" (тип 07)

Код     - Неисправность

11      - неправильный сигнал с датчика частоты вращения коленвала

12      - неправильный сигнал с датчика расхода воздуха

13      - неправильный сигнал с датчика температуры двигателя

14      - неправильный сигнал с датчика скорости автомобиля

21      - неправильный сигнал с датчика управления катушкой зажигания

22      - неисправны цепи управления топливным насосом

23      - неправильный сигнал с датчика положения дроссельной заслонки (включатель холостого хода)

25      - Неисправен мотор принудительного повышения частоты холостого хода или его цепи

31      - неисправен блок EFI или цепи управления кондиционером

32      - неисправны цепи управления клапаном EGR или сам клапан EGR

33      - неправильный сигнал датчика кислорода

34      - неправильный сигнал от датчика детонации

35      - неправильный сигнал от датчика температуры выхлопных газов

41      - неисправен датчик температуры воздуха или его цепи

42      - неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепи (TPS)

43      - неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепи (TPS)

44      - блок EFI работает нормально

45      - неправильное управление форсунками

51      - Неисправны форсунки или их цепи

54      - Неисправны цепи от блока управления коробкой-автоматом

55      - нет неисправностей в вышеперечисленных цепях

  Если ваш автомобиль фирмы "Nissan" имеет электронное управление автоматической коробкой передач, то для прочтения на панели приборов кодов неисправностей необходимо включить режим самодиагностики. В зависимости от того, как укомплектован ваш автомобиль, для этого надо выполнить одну из трех последовательностей действий.

 Первый вариант

1. Прогрейте двигатель.

2. Выключите зажигание.

3. Переключатель выбора режимов работы коробки (А/Т MODE) на котором написано "POWER - AUTO - HOLD" установите в положение "AUTO".

4. Включите "О/D".

5. Установите ручку селектора переключения передач в положение "Р". 

6. Включите зажигание. Подождите две секунды.

7. Выключите зажигание.

8. Установите ручку селектора переключения передач в положение "D".

9. Выключите "О/D".

10. Включите зажигание и подождите 2 секунды. 

11. Установите ручку селектора переключения передач в положение "2".

12. Включите "О/D".

13. Установите ручку селектора переключения передач в положение "1".

14. Выключите "О/D".

15. Полностью нажмите на педаль газа и отпустите ее.

16. После приведенной выше процедуры лампочка на щитке приборов начнет выдавать код неисправности (тип 7с).

 Второй вариант

1. Прогрейте двигатель.

2. Выключите зажигание.

3. Включите "О/D".

4. Установите ручку селектора переключения передач в положение "Р".

5. Включите зажигание.

6. Подождите 2 секунды, пока будет гореть лампочка "О/D".

7. Выключите зажигание.

8. Установите ручку селектора переключения передач в положение "D".

9. Выключите "О/D".

10. Включите зажигание.

11. Установите ручку селектора переключения передач в положение "2".

12. Включите "О/D".

13. Установите ручку селектора переключения передач в положение "1".

14. Выключите "О/D".

15. Полностью нажмите на педаль газа и отпустите ее.

16. Включите "О/D".

17. По миганию лампочки "О/D" определите какие коды неисправностей (тип 7с) имеются в памяти компьютера.

Третий вариант

 1. Прогрейте двигатель.

2. Выключите зажигание.

3. Выключите "О/D".

4. Установите ручку селектора переключения передач в положение "D".

5. Включите зажигание.

6. Подождите 2 секунды, пока будет гореть лампочка "А/Т".

7. Установите ручку селектора переключения передач в положение "2".

8. Включите "О/D".

9. Установите ручку селектора переключения передач в положение "1".

10. Выключите "О/D".

11. Полностью нажмите на педаль газа и отпустите ее.

12. По миганию лампочки "А/Т" определите какие коды неисправностей (тип 7с) имеются в памяти компьютера.

 Коды неисправностей автоматических коробок передач фирмы "Nissan"

 Код   - Неисправность

1      - Неисправен датчик вращения или его цепи

2      - правен датчик скорости или его цепи

3      - Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (TPS) или его цепи. У дизельных двигателей - датчик положения рычага подачи топлива.

4      - Неисправен соленоид вала "А" или его цепи управления

5      - Неисправен соленоид вала "В" или его цепи управления

6      - Неисправен соленоид включения O/D или его цепи управления

7      - Неисправен соленоид управления (или его цепи) системой блокировки (Lock)

8      - Нет "питания" на блок управления или неисправны цепи датчика температуры "Dexron'а"

9      - На блок управления не приходит сигнал от минуса катушки зажигания (нет информации о вращении двигателя)

10    - Неисправен соленоид линии давления или его цепи

 Теперь о том, как читать код 7с. После его запуска, вне зависимости от того есть в памяти компьютера коды неисправностей или нет, контрольная лампочка загорится на 2 секунды (стартовый импульс) и погаснет. Далее, если кодов неисправностей нет, будут следовать короткие (0,1 сек.) импульсы с небольшой паузой (0,9 сек.). Этих коротких импульсов, в зависимости от типа коробки передач, будет 10 или 11 штук, после чего снова последует длинный стартовый импульс (2 сек.) и снова серия коротких. И так до тех пор пока не разрядится аккумулятор. Если же в памяти компьютера будет неисправность с кодом, например, 5, то пятый импульс в каждой серии коротких импульсов будет длиннее остальных (0,6 сек вместо 0,1 сек.).